Кризисные периоды жизни: что это такое и зачем они нужны?

Кризисные периоды жизни: что это такое и зачем они нужны?

Возраст - это понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступеньки, который проходит человек его, подстерегает возрастной кризис. С ним связаны психические срывы, переоценка жизненных ценностей, открытие новых ресурсов и возможностей. Мы оказываемся независимо от своей воли и желания на этих перекрестках судьбы. Поэтому стоит подготовиться к ним заблаговременно.

Слово «кризис» в последнее время постоянно на слуху: экономический кризис, финансовый кризис, творческий кризис и т.д. Психологи выделяют личностные кризисы, супружеские кризисы, семейные кризисы, профессиональные кризисы и т.п.

Кризис - это реакция человека на опасные события и переживается как болезненное состояние. В китайском языке "кризис" ("разделение дорог") - это одновременно и опасность и возможность, которая несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии.

Кризис - это некоторые противоречия, через которые человеку необходимо пройти на пути своего взросления. В психологии.

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и социальной ситуацией развития.

Кризисы взросления - это необходимые этапы развития человека, периоды выполнения задач интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития, интенсивных психофизиологических изменений.

Понятие «возрастной кризис» в обиход ввел в отечественный психолог Л. С. Выготский. Каждому возрасту присущи определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека.

В психологии принято выделять основные возрастные кризисы:

Кризис новорожденного

Девять месяцев ребенок пребывал в уютном местечке. Тихонько там жил, кушал, спал и особо ни на что не жаловался. Ну вот, пришло время и комфорта поубавилось, стало невмоготу: вдохнуть - проблема!

Ребенок понимает - надо "делать ноги", а выход один - это безнадежный жуткий темный тоннель... И вот он отправляется в опасный, и самый сложный путь в его жизни. Первая травма - рождение, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь.

Первое и устрашающее восприятие окружающего его мира оставляет след на ощущении свое "Я". Ребенок попадает в совершенно другие условия яркая освещенность, холод, воздушная среда, требующая иного способа дыхания, смена типа питания. В этот период ребенок полностью завит от взрослого, ведь в запасе у него лишь набор врожденных безусловных рефлексов.

Это противоречие - максимальная зависимость от взрослых и минимальные средства общения являются причиной кризиса, который подталкивает ребёнка к дальнейшему развитию и совершенствованию всех его систем. Разрешение кризиса происходит через комплекс "оживления" который формирует социальную потребность в общении со взрослыми, в частности поиск близости с мамой, способность отличать знакомые лица от незнакомых, формирование чувства привязанности к особо значимым людям.

При благополучном прохождении кризиса малыш продолжая знакомство с собой и миром достигает нового этапа развития – отделения от мамы и расширения своих возможностей. Так начинается кризис одного года.

Кризис одного года

Кризис одного года – переход между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности и появление аффективных реакций у малыша, взрослые не понимают его слов, желаний, мимики.

Ребенок с первыми шагами постепенно отделяется от взрослого, происходит дробление "Мы" (малыш + мама), теперь не мама ведет ребенка, а ребенок маму. Нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями которыми обладает ребенок.

Но не все желания ребенка выполнимы, так как его действия могут причинить вред ему самому или окружающим и слово "нельзя" приобретает особую эмоциональную окраску - реакции отчаянья, истерический плач. Эмоции примитивные. Появление автономной речи "детского жаргона" это эмоционально-непосредственная связь со взрослыми и ситуацией. Кризис не относится к числу острых.

Кризис трех лет

Кризис трех лет – может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет и относится к числу острых Характеризуется резкой переменой поведения и характера ребенка. Его агрессивность застает врасплох любящих родителей.

Маленький человечек начинает себя осознавать самостоятельной личностью, появляется местоимение "Я" и знаменитые фразы: «Я сам!», «Не хочу!», «Не буду!» «Нет!».

Ребенок, желая быть самостоятельным, пытается установить с родителями новые отношения. Если самостоятельность ограничивается и инициатива не поощряется, малыш проявляет негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Это кризис социальных отношений, который связан с потребностью ребенка в признании и уважении, формировании независимости. Появляется позиция "Я сам", познание различия между "должен" и "хочу" , формирование воли, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимость, самостоятельность). Сфера деятельности - в игре.

Конфликт поколений.

Разногласия между родителями и детьми существовали всегда. Для некоторых эти конфликты настолько обостряются, что возникают серьезные проблемы с совместным проживанием. Мы найдем пути к примирению и возвратим мир вашему дому.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – наступает очередная ступень развития, изменение социального статуса: дошкольник становится школьником.

Период рождения социального "Я", что влечет за собой смену привычного образа жизни, новое окружение, правила, обязанности. "Кроха" сталкивается с множественными переменами в его жизни: меняется распорядок дня, окружение, появляются новые правила, новый авторитет - учитель.

Впервые деятельность ребенка оценивается и приобретает важность. Изменения происходят и на физиологическом уровне: созревают важнейшие участки мозга, отвечающие за логичность и последовательность слов и действий, перестраивается иммунная система. Появляется способность к рефлексии и обобщению, формируется отношение к самому себе и к людям, к обществу, развивается внутренняя позиция и внутренний «стержень».

Из-за роста подвижности нервных процессов и процессов возбуждения происходят резкие перемены настроения.

Подростковый кризис

Переход от младшего школьного возраста к подростковому, промежуток от 11 до 16 лет.

В этот период происходит гормональная перестройка: начало функционирования половых желез и появление вторичных половых признаков. "Гормональный взрыв" вызывает резкие перепады настроения, депрессию, неусидчивость и плохую концентрацию внимания, тревогу и раздражительность, агрессивность и проблемное поведение.

Подросток - это еще не взрослый, но уже и не ребенок и эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Нередко дверь в мир взрослых закрывается самими же значимыми взрослыми: "ты еще мал", "ты еще не дорос", "тебя никто не спрашивал". В результате родители оказываются не готовы к новому статусу ребенка в семье и социуме. Подросток через протест и бунт пытается занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни при отсутствии такой возможности.

В психологической литературе этот период называют этапом "второй перерезки пуповины". Подростку необходимо совершить прыжок в сепарации, пережить разочарование в родительском всемогуществе и научиться жить своим умом.

Кризис молодости (27-33 года)

Уже позади бурная юность и пик молодости, человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, ценностями, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Определился в профессии и устраивает семейную жизнь. Реализует многое из того, о чем мечтал в юности.

В этот период впервые пересматриваются основы образа жизни (ощущение впустую потраченного времени), осмысление прошлого опыта и подведение итогов в профессиональном росте, критический пересмотр своего "Я", необходимость новых жизненных задач, переоценка ценностей, подведение итогов в устройстве личной жизни. Нередко оглядываясь по сторонам сравнивают себя со сверстниками и измеряют успешностью не в свою пользу.

Появляется стремление вырвать прожитый кусок из жизни и начать все сначала. В этот период происходит глубинный анализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей и осознания человеком своего места в жизни.

Кризис среднего возраста или "середины жизни" (40-45 лет)

Человек в этот период стоит перед проблемой пересмотра своих взаимоотношений с окружающими, миром, ко всему, что не так давно казалось нерушимым.

И не каждая личность, способна найти оптимальные решения. Негативные изменения личности могут выражаться: в депрессивных состояниях, приступах необъяснимой тревоги и агрессии, потерей интереса к жизни и проявления жалости к себе, чувству опустошенности и обесцениванию своих достижений и успехов, в возникновении психосоматических заболеваний.

Некоторые бросаются в любовные приключения, кто то в духовные поиски и религию. Это «перевал в середине Пути» переход от «первой взрослости» на встречу к старости. Середина жизни - это идеальная пора для сбора урожая. Обладая необходимым опытом и мудростью, можно с уверенностью смотреть в будущее, больше не нужно откладывать ничего на завтра, а нужно жить "здесь и сейчас".

Важно концентрироваться не на внешних переменах, а на внутренних, личностных изменениях.

Пенсионный кризис (55-65 лет)

Зачастую выход на пенсию сопровождается не радостью, а стрессами и тоской.

Личность претерпевает как физические, так и психические изменения: социального статуса, переосмысления своего "Я".

Изменяется характер деятельности и окружение пожилого человека, возникает ощущение бесполезности и осознание того, что ты уже не в центре круговорота жизни. Дети выросли и вылетели из гнезда, коллеги забыли, друзья покидают этот мир, обостряются проблемы со здоровьем.

В этот период человек переосмысливает прожитую жизнь. И тем не менее есть и чему порадоваться и поделиться, что вспомнить. Это время обретения мудрости, занятий любимым делом, отдыха.


Возрастные кризисы сопровождают нас на протяжении всей жизни. Кризис - это всегда выбор. В условиях кризиса происходит разрушение старого уклада жизни и приобретение нового. Кризисы закономерны и необходимы нам для развития, и важно понимать, что без этих изменений жизнь невозможна.

Важно научиться принимать и любить себя таким, каким вы являетесь на самом деле. Смело стройте планы, верьте в себя, наслаждайтесь каждым моментом в жизни! Тогда вам не страшны будут никакие возрастные кризисы.

Если вы столкнулись с трудностями, внутренним кризисом, не можете самостоятельно найти решение, и вам нужна моя профессиональная помощь и поддержка, то приглашаю на индивидуальные консультации.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Ассоциативные тесты — что это такое?

    Ассоциация - это взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом.

    Подробнее...
  • 12 родительских директив (приказаний), ломающих судьбы детей

    Эта статья предназначена, в первую очередь, для взрослых, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему, но также она будет очень полезна родителям маленьких детей.

    Подробнее...
  • Как выбрать свой стиль воспитания ребенка

    В настоящее время тема воспитания очень актуальна и одновременно сложна. Едва ли не с роддома перед родителем возникает вопрос выбора метода воспитания детей. Как дать малышу самое лучшее? Как воспитать его одновременно и сильным и чутким, добрым и храбрым?

    Подробнее...
  • Кризисные периоды жизни: что это такое и зачем они нужны?

    Возраст - это понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступеньки, который проходит человек его, подстерегает возрастной кризис. С ним связаны психические срывы, переоценка жизненных ценностей, открытие новых ресурсов и возможностей.

    Подробнее...
  • Как понять, что пора на прием к психологу?

    Существуют вопросы, с которыми человек может справиться самостоятельно. Но не всегда получается взять себя в руки. Назову 7 основных причин , которые могут отнять у вас вкус к жизни и обратиться за помощью к профессионалу

    Подробнее...
  • Помощь психолога при панических атаках

    Вы замечаете, что у Вас ни с того ни с сего потеют ладони, темнеет в глазах и бешено стучит сердце? Вы ощущаете сильную тревогу, нехватку воздуха, головокружение? Вас бросает то в жар, то в холод?

    Подробнее...
  • Пьянство мужа, сына - что делать?

    Какой же выход?

    Алкоголик не хочет, часто категорически и агрессивно, менять ситуацию, его все устраивает. Небезразличные родственники обязаны сделать первый шаг

    Подробнее...
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога

    Существуют ли карты для путешествия вглубь себя? И если существуют, то как они выглядят и где их взять? И какие пункты на них обозначены?

    Подробнее...
  • Арт-терапия в работе психолога

    «Один рисунок стоит тысячи слов».

    «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством».

    Подробнее...
  • Психологический Портрет по А.Шхановской

    «Психологический портрет на основе архетипов карт Таро» представляет собой универсальный инструмент, в последнее время получивший широкое распространение в следующих областях:

    Подробнее...
  • Чем интересен психологический портрет по Таро?

    Достаточно только знать дату рождения и с помощью нескольких пошаговых действий с картами, происходит что-то невероятное:

    Подробнее...
logo: litemaster site: www.itmastak.ru

Разработчик: www.itmastak.ru