Об авторе



0

Мария-Габриель Возиен

Мария-Габриэла Возиен – дочь известного немецкого хореографа и танцора балета Бернхарда Возиена.

Отец Габриэлы отошел в 50-е годы от сценического танца и отправился в многочисленные экспедиции с целью найти издревле существовавшие танцы, передающие через себя не только и не столько душевные, сколько духовные качества, позволяющие человеку обрести единство с собой и с миром.

Габриэла рано начала изучать внутренние, духовные аспекты танца и помогала отцу в его исследовательской работе, продолжив позднее его дело.

И сегодня, собрав и переработав множество храмовых и молитвенных танцев, фольклорного наследия, а также создавая собственную хореографию, Габриэла несет это наследие современным людям во всем мире. Габриэла Автор многих книг по древней мифологии, искусству, религии. География ее семинаров охватывает буквально весь мир – от Южной Америки до России. А ее ученики несут эту традицию в свои страны.

Хореограф, фольклорист, исследователь мифологии и танца. Родоначальница возрождения забытой и почти исчезнувшей традиции медитативного сакрального танца.
Исследуя фольклористику народов и религий мира, неоднократно отправляясь в сложные археологические и антропологические экспедиции – она сумела собрать, переработать и донести до современных людей неисчерпаемое наследие храмовых и молитвенных танцев древности.

Автор многих книг по древней мифологии, искусству, религии, Габриела имеет несколько сотен прямых учеников, возрождающих и развивающих традицию сакрального танца в наши дни.

Мария-Габриель Возиен о Сакральном танце в интервью с iDance.

М.-Г. ВОЗИЕН: «САКРАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ – ЭТО МОЛИТВА В ДВИЖЕНИИ»

30 августа – 2 сентября в Международном танцевальном центре прошел четырехдневный семинар по сакральному танцу родоначальницы направления Марии-Габриель Возиен (Германия) под названием «Молитва в движении: архетипы трансформации».

Сакральный, или медитативный хороводный танец объединяет в себе многие древние танцы различных культур: доисторические танцы, танцы Древней Греции, Балкан, Македонии, танцы народов Востока. В традиции кругового сакрального танца движения исполняются в круге с центром или по спирали. Являясь очень древними и простыми по форме, эти танцы обращаются напрямую к нашей сущности. Оставаясь практически неизвестной в России, традиция сакрального танца широко распространена в Европе как направление танцевальной терапии, а также как самостоятельное медитативное течение.

В Москве сейчас действует еженедельная группа сакрального танца для женщин, где, помимо танцев, проходит работа с символами, метафорами, образами, раскрывающими различные аспекты внутреннего женского пространства.

Сакральный танец – выражение молитвы через язык тела. Молитва в движении – это поиск единства тела, ума и души через проживание внутренних измерений движения. Фундаментальные символические формы движений, основанные на форме круга, в течение тысячелетий являлись для наших предков проводниками в мир духовного. Символы танца, двигательные архетипы, вместе с музыкой и словами молитв, произносимых вместе, несут в себе исцеляющую и трансформирующую силу. Эти танцы являются уникальной практикой самопознания и самотрансформации, выполняя одновременно медитативную, терапевтическую и целительную функцию.

Хореограф, фольклорист, исследователь мифологии и танца, Мария-Габриель Возиен является родоначальницей возрождения забытой и почти исчезнувшей традиции медитативного сакрального танца. Исследуя фольклористику народов и религий мира, она собрала и адаптировала для современных людей наследие храмовых и молитвенных танцев древности. Автор многих книг по древней мифологии, искусству, религии, Мария-Габриель имеет несколько сотен прямых учеников, возрождающих и развивающих традицию сакрального танца в наши дни.

iDance: Расскажите, пожалуйста, как вы избрали свой пусть в танце?

М.-Г. Возиен: Мой отец был артист, танцор балета. И все мое детство прошло за сценой, в театральной атмосфере – театр был моим домом. Конечно, я обучалась балету, музыке. Меня всегда окружали артисты – это была культура моей жизни, моей естественной средой.Когда я выросла, я поняла, что могу найти свой собственный путь в традиционном творческом процессе. Я поняла, что я не могу творить в театре, потому что в нем не было одной важной составляющей – религиозного элемента творчества, лежащего вне шоу, презентации. Не было того, что, как я осознала, было мое. И обрела я это, когда закончила школу и переехала в Англию, в Лондон. Там я изучала индийскую медитативную практику. Но она была без движений, а этого мне было недостаточно. Поворотным моментом для меня стало изучение движений Гурджиева и суфийских кружений, потому что я поняла, чего я хочу – двигаться в молитве. Это была традиция, которая почти исчезла, почти перестала существовать. А для меня это было началом пути.

Когда мой отец стал старше, он оставил сцену и стал преподавать: балет, фольклор, различные двигательные практики. И оказалось, что мы с ним сходимся в наших воззрениях на то, что движения идут изнутри. Он также изучал христианскую философию, но тоже пришел к тому, что хотел движения в молитве. Он разработал практику, которую назвал танцевальной медитацией: медленные движения под классическую музыку. Эта новую дисциплину он практиковал со своими учениками. Никогда не думала, что мой отец окажется моим учителем!

Я побывала в Англии, в Индии, изучала медитативные техники. Но затем я поняла, что мое место – в Европе, продолжать эту традицию. В своих практиках я использую лишь небольшую часть этой древней традиции. Мой отец помогал мне развивать новый подход – вот, как я начала, вот мой путь танца. Но никогда я не хотела быть профессионалом в своем деле – мне это было неинтересно: слишком большая конкуренция. Это не моя жизнь – все, что я хотела, – провести свое собственное исследование, выражать себя и получать за это немного денег для существования. Это и есть своего рода внутренняя свобода.

А что вы думаете о балете, о классической хореографии?

Это отличная школа для тренировки тела, понимания его функций и строения. Но, становясь профессионалом, танцор может потерять себя. Только единицы оказываются гениями – конкуренция очень велика. Персональное развитие очень сложно. Можно привести в пример множество людей, который пострадали от этого. Например, Нижинский – он был талантлив и известен, но у него были проблемы: как стать собой, как устроить собственную жизнь. Все-таки это великий талант – найти себя.

Что же такое сакральный танец? Откуда он идет?

Сакральный танец – движение в молитве. Его истоки повсюду – где угодно. Он произошел вместе с человеком. Это когда ты двигаешься под влиянием какого-то одухотворения, когда что-то движет тобой изнутри, когда ты стремишься выразить это и ищешь пути для выражения – ты используешь весь алфавит языка своего тела: руки, ноги, кисти, ступни. В различных культурах рисунок движений различается. Но принцип общий: когда ты видишь бога, ты позиционируешь себя маленьким, а его большим и величественным – ты поклоняешься ему, молишься. И ты слушаешь, что он скажет. Это совершенно естественно для каждого верующего человека.

Сакральным может являться все, что угодно: прекрасные природные явления – восход, заход, лунный свет – и их могут выражать движения. Например, можно развести огонь и сказать: вот центр, это мой бог. Как люди начинали: они танцевали вокруг костра. Это очень просто. Сама природа дает человеку возможность самовыражаться, используя естественный алфавит движений. Его можно найти в Египте, в Европе, в Индии, в Южной Америке. Он доступен для всех, он не имеет национальной специфики – это нечто общечеловеческое, общерелигиозное.

Сакральное – все может быть сакральным. Сакральный момент – это момент откровения, когда нисходит какое-то осознание, который ты никогда не забудешь – даже спустя годы.

А какова специфика вашего направления в сакральном танце?

Ту форму, которую я представляю – то, что я преподаю, я разработала при помощи своего отца. Мы оба сходились во мнении, что движение должно идти изнутри.Так как мой отец был танцором балета, он пользовался языком балета. Балет – изобретение XIX века, это дворцовые танцы: Луи XIV заимствовал его из Италии эпохи Ренессанса. Он создал вокабуляр движений, команды и позиции, но ссылался на школу Медичи. Это общеизвестные факты, о них можно прочитать в книгах. Но для того чтобы использовать для танцевальной медитации язык балета, его необходимо было трансформировать, сделать доступным – для таких людей, как ты и я. Ведь не все люди могут танцевать балет. Это то же самое, как преподавать для детей – используется другой подход: рассказываешь им сказку, стараешься заинтересовать через игру. Но суть от этого не меняется.

Многие люди сейчас пытаются в наше беспокойное время найти спокойствие в неподвижной медитации. Но я никогда не любила сидеть в медитации. «Сидеть! Как можно сидеть?!» – восклицал мой отец. «А почему бы не двигаться в медитации?» – подумала я.

Есть ли что-то общее между практикой медитации сакрального танца и йогой?

Йога – почему бы нет? Но она очень отличается, потому что у нее другие корни. Она зародилась в Индии, когда люди уходили жить отшельниками в пещерах. Эти пещеры были очень узкие, в них было очень мало места. Поэтому йога произошла как практика, которая реализуется в этом ограниченном пространстве. Йога – это длина твоего тела, ширина и высота. Ты один в этом месте и ты делаешь все то, что представляется возможным. Цель – сохранения тепла, сохранения жизни в пещере. Но у нас в современной жизни другая динамика. Мы двигаемся, мы используем стопы – это олицетворение прогресса в жизни, когда ты идешь вперед, назад, поворачиваешься, входишь, выходишь. А в йоге стопы не используются для хождения – медитация происходит стоя или сидя, это статические позиции. Это другая традиция и у нее другие истоки. Но она может быть очень полезна для нас. Разница в том, что у нас в группе – общность, мы разделяем все друг с другом, ты не одинок.

Как сакральный танец помогает в осознании себя, в самопостижеии?

Когда ты делаешь движение, ты видишь, как ты можешь это делать – ты осознаешь себя. Делая каждый шаг, ты контролируешь и познаешь свое тело, корректируешь себя. Повторяя простые формы, в повторении ты постепенно раскрываешься. Можно познать множество форм и движений. Они ведут свое начало из разных религий. И это очень интересно! Например, все танцуют восточные танцы. Их истоки – в Египте. Но они привлекают и людей из Америки, из Европы – потому что им интересна другая культура, она их привлекает. Язык танца универсален – это понимание того, что внутри.

Мы обладаем бесконечностью. Это проще реализовать в круге, группой, когда мы танцуем держась за руки, касаемся друг друга, обмениваемся энергией. Людям это помогает познать себя и других людей. Движения подобны колыханию водорослей в воде. Многие идет из богатой и красочной природы: полет птиц, распускающиеся цветы. Природа оказывает на нас оздоравливающиее влияние.

В группе очень мало мужчин. Есть ли какое-то разделение на танец женский и мужской?

О да, это проблема. Есть парные танцы, но не обязательно в них должны быть и мужчина, и женщина. К сожалению, мужчины не очень заинтересованы в медитации. Они предпочитают спорт, соревнования, компьютер. Мужчины более зависимы от нашей цивилизации, ориентированны на результат, на получение денег, больше подвержены стрессу. Они исторически наращивают мускулы, воюют. Зачем нам армии, зачем нам войны – это так глупо…

Каковы наименования танцев, вошедших в программу семинара?

Названия я давала, исходя из своего опыта движений. В своей программе танцев различных народов и культур я выделила три секции. Первая связана с космосом: солнце, луна, сон, мечта – космические архетипы. Вторая – танцы элементов. И третья – архетипы трансформации: точка покоя, время, пространство, бесконечность в танце, точка трансформации.

Не могли бы вы объяснить разницу между народными и сакральными танцами?

То, что мы называем народными танцами, – это групповые танцы, запоминаемые и передаваемые из поколения в поколение. Они идут из древних времен, мы не подозреваем, насколько древних. Они были дохристианскими и основаны на языческих обычаях, традициях. Этими танцами люди праздновали жизнь: весну, лето, осень, зиму, рождение, свадьбу. Но с появлением церкви они были запрещены, сохранились лишь некоторые рисунки движений. Если вы посмотрите на формы и рисунки народных танцев, вы увидите особое понимание жизни – и это не только развлечение.

Такое понимание народных танцев возникло в свете: при дворе танцевали дворцовые танцы, а народные танцы – это что-то противоположное. Вот почему они и были названы народными. Следует отличать от них сакральные танцы, которые всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим, попыткой наладить контакт со своим глубинным Я, ответить на вопросы «Кто Я? Для чего я здесь?…»

Нужна ли какая-то специальная одежда, специальная музыка для сакральных танцев?

Нет, совсем не обязательно. Ведь здесь важно не внешнее, а внутреннее. Если это не выступление, то нет. Но я не люблю выступления. Конечно, надо выглядеть хорошо. Но костюмы совсем не обязательны.

Как вы считаете, где сакральные танцы наиболее популярны?

Сакральные танцы одинаково широко используются для занятий с детьми, в детских садах, и с подростками в школах, и со взрослыми. Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Англия, Шотландия, Швеция, Дания – я была в разных странах, эта традиция сейчас повсеместно распространяется. И собственно сакральный танец, и мое направление.

Источник: iDance, автор: Anna Nik.

© 2017 Путь ЛЮБВИ – Коучинг