Как наказать ребенка правильно

Одни родители применяют физическое воздействие, другие мамы и папы подолгу игнорируют своих малышей, ставят их в угол , а третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые оставляют серьёзные проступки без последствий и пускают все на самотек.

За какие провинности необходимо наказывать детей и где те пределы допустимого воздействия?

Психологи считают, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, но при этом родители должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

При выборе дисциплинарного воздействия следует принимать во внимание: оправданно ли наказание малыша? Ребёнка, которого родители избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или Бабе Яге, оставляют в углу или тёмной комнате, бойкотируют, можно назвать несчастным.

Подобные методы воспитания аукнутся позже низкой самооценкой, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью. Такие дисциплинарные методы нельзя отнести к воспитанию - это обычная жестокость. Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант.


У адекватного наказания имеется несколько важных задач:

  • исправление опасного, либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, наказывать всё же необходимо. С какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом донести ребёнку, что родители его по-прежнему любят? Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей. Лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление.

Следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя». Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период и родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам. Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки. С 3 до 5-ти лет вводятся первые наказания.

В этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся. После 6 - 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.


Частые причины непослушания ребёнка:

  • не слушаются из вредности;
  • скверного характера;
  • нежелания идти на компромисс.

Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество. При чрезмерном количестве запретов ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Подсчитайте, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие.

Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок и не понимает, почему и за что его наказывают. Из -за несоответствия слов и действий: родители обещают, к примеру, наказать за что-то ребенка, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно. Если в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его.

В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери. Неуважение родителей к ребёнку. Он растёт, но родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность. Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты. В результате невнимание родителей дети ведут себя неправильно. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует. Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.


За что нельзя наказывать ребёнка?

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину);
  • разборка предметов (пусть даже дорогих) на части;
  • исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок;
  • за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабую память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.

Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить.

Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.


Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект соблюдать правила:

  1. Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки.
  2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения.
  3. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  4. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  5. Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер
  6. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  7. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения.
  8. Вежливость, честность приветствуются. Учитывайте особенности ребёнка (темперамент, возраст и т.д.)
  9. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  10. Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания.

Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.


Конструктивные методы наказания ребёнка:

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  3. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  4. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  5. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  6. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  7. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.
  8. Порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Запрещённые приёмы, что нельзя делать:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Допустимо ли физическое наказание?

Наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания. Так, следствием использования телесного воздействия может быть: нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы); психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.); агрессивность; стремление бунтовать по любому поводу; стремление отомстить; испорченные детско-родительские отношения. Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе. Истинная причина физических наказаний кроется в неумении взрослых контролировать свои эмоции.

Таким образом, идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание. Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель.

ПОМНИТЕ: Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Контакты

г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 19/9,
Бизнес-Центр “Венец”, офис 201