Как выбрать свой стиль воспитания ребенка

В настоящее время тема воспитания очень актуальна и одновременно сложна. Едва ли не с роддома перед родителем возникает вопрос выбора метода воспитания детей. Как дать малышу самое лучшее? Как воспитать его одновременно и сильным и чутким, добрым и храбрым? Где проходит грань между вседозволенностью и строгостью? Давайте попробуем в этом разобраться.

Прежде чем анализировать стили воспитания, давайте уточним понятие «воспитание».

"Воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями" В.А.Сухомлинский.

Воспитание - это когда движутся вместе родители и ребенок. Растет ребенок - растут и родители.

Недаром слова «питание» и «воспитание» имеют один корень. Питание — как кормление. Вос-питание — как вскармливание. Такая вот интересная зависимость. Почему? Ведь питание — это про тело, а воспитание — про характер, привычки, судьбу. Мудрая фраза "Всосал с молоком матери", говорит вовсе не про грудное вскармливание, а про процесс воспитания вообще. Воспитание - в основе лежит «питание». Чем накормишь, так и жить будет ребенок. Таким образом, родители своими действиями, поступками, примерами "питают" малыша, наполняют его душу. И от родителя, зависит какое здоровье физическое, так и психическое будет у будущего взрослого человечка.

Наиболее важным параметром семейного воспитания является его стиль, то есть система приемов и характер взаимодействия родителя с ребенком. В зависимости от манеры воспитания "жесткости или мягкости", стиль может быть авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов и от того, какого стиля придерживаются родители, зависит характер, поведение, привычки, а порой и судьба ребенка.

Разбираем стили воспитания

Авторитарный ("диктат" или "доминирование")

Авторитарный стиль воспитания, диктат или доминирование

Основная фраза: "Будешь делать, как я сказал". Родители, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся максимально подчинить своему влиянию малыша.

Ожидания таких родителей в отношении их детей очень велики.

Они держат ребенка в строгости, пресекают любую инициативу, полностью контролируют его поведение. Подвергаются контролю интересы, мысли и желания (с кем дружить, что носить, что говорить, где учиться и т.д.).

Подавляя его самостоятельность, родители не объясняют ребенку, почему он должен поступать именно так, а не иначе. И делают это не потому, что не хотят объяснять. А потому, что и сами толком не знают, почему. Родители рассматривают своих детей как воск и глину , из которых стараются "вылепить личность". Если ребенок проявляет сопротивление, то его, как правило, наказывают, таким образом, выколачивая своеволие и инициативу.

Каковы последствия такого стиля?

Подавляется его личность, воля, желания, мысли, опыт, потребности, переживания. Беспрекословное подчинение родителям вызывает у ребенка чувства страха, вины и стыда. Эти негативные эмоции убивают инициативу, парализуют активность, отбивают способность – думать и принимать решения самостоятельно. Давление вызывает у детей сопротивление, которое накапливаясь, перерастает во враждебность по отношению к окружающим, в протест, бунт и агрессию. Тотальный контроль подростков порождает конфликты и скандалы, авторитет родителя ставиться под сомнение, они мечтаю о свободе и независимости, часто убегают из дома, попадают в "плохие» компании и начинают употреблять ПАВ. А некоторые дети, вырастая, создают свои семьи по образу и подобию, держат жен, мужей, детей в "ежовых рукавицах".

Авторитарные отношения вычеркивают душевную близость с детьми, в результате редко возникает чувство привязанности. Таким детям сложно брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь других людей, они с детства привыкают, что за них все решают.

Демократический, авторитетный стиль ("сотрудничество")

Демократический, авторитетный стиль воспитания

Основная фраза: "Я забочусь и дам свободу, которую ты заслужил, но в целях безопасности, будешь делать как я сказал". Наиболее благополучный стиль воспитания, где дети воспитываются в теплой и дружественной атмосфере. В итоге вырастают гармоничные, самостоятельные и не оторванные от общества люди. Родители осознают свою важную роль в формировании личности ребенка, но и признают право ребенка на саморазвитие. Ребенок - полноправный участник диалога, его слышат и к нему прислушиваются.

Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество «вместе, рядом». Сотрудничество способствует развитию личностного роста ребенка.

Поощряется самостоятельность в решении проблем и принятие ответственности за собственные поступки. Это сбалансированные отношения, где родитель и ребенок принимают и понимают друг друга. В детях ценится как послушание, так и независимость. В такой семье присутствует дисциплина, дети уважают и считаются с мнением родителя, совместно с ребенком обсуждаются правила поведения и наказания. К обсуждению семейных проблем активно привлекаются дети, и их мнение обязательно учитывается при принятии решений. Контроль в таких семьях основан на разумной заботе, где дети слышат родителя, а родитель ребенка, и как следствие в семье всегда теплые и дружеские отношения.

Демократический стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, активности, целеустремленности, инициативности, решительности и ответственности. Дети научаются умению доводить дело до конца, оказывать помощь другим, прислушиваться к мнению других, но при этом отстаивать собственную точку зрения. Обладают достаточной самооценкой, умеют ставить цели и достигать их. В глазах детей родители выступают образцом для подражания.

Либеральный (разрешительный) стиль

Либеральный (разрешительный) стиль воспитания

Основная фраза: "Я тебе доверяю и надеюсь, что ты поступишь правильно". При этом стиле воспитания дети практически лишены родительского руководства, родители почти не ограничивают поведение детей. Родитель не пытается задавить его своим авторитетом, добиваясь уважения, а намеренно ставит себя на одну ступень с ребенком и при этом дает ему полную свободу. Говоря о своих отношениях с детьми, употребляют слово дружба: "Мы дружим".

Правила поведения, реальная помощь, запреты отсутствуют. Родитель сдерживает свои чувства и эмоции если поведение ребенка выводит его из равновесия и злит. Отношения между родителем и ребенком совершенно открытые, запретных тем нет. Родитель старается удовлетворить все детские потребности, не указывает ребенку с кем дружить, что носить, где учиться.

Если ребенок полагает, что ему знания не нужны, он имеет право не посещать школу. Уровень контроля в таких семьях низкий, но отношения теплые и дружелюбные. Родитель ошибочно полагает, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность. Природная слабость темперамента родителя, неспособность требовать и руководить приводит к либеральному стилю воспитания. Такие родители не умеют или не хотят воспитывать ребенка, снимают с себя ответственность за результат.

Основная фраза таких родителей: "Делай то, что считаешь нужным", "Но он же еще ребенок". В результате такого воспитания дети предоставлены сами себе. Отсутствие каких-либо рамок и границ порождает у ребенка неверное представление о картине мира. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок склонен к непослушанию и агрессии. В присутствии посторонних могут вести себя импульсивно и неадекватно На выходе взрослые получают подростка с полным отсутствием личностных ориентиров, уверенного в своей неповторимости и ненужности взрослого влияния. Существует опасность вовлечения в плохую компанию и под дурное влияние.

Желание дать ребенку свободу похвально, но ему просто необходим мудрый помощник и авторитет.

Пренебрежительный стиль

Пренебрежительный стиль воспитания

Основная фраза: "Дети есть дети и должны учиться на своих ошибках". Этот стиль воспитания является отсутствием воспитания. Родители полностью пренебрегают своими детьми. Все воспитание сводится только лишь обеспечением основных потребностей жизнедеятельности ребенка. Часто отсутствуют или заняты своими делами и никак не вмешиваются в жизнь детей. Родители загружены работой, нищетой, богатством, алкоголизмом, наркоманией, болезнью, разводом или устраивают свою личную жизнь. В такой семье у ребенка отсутствует возможность формировать близкие отношения. Они растут непослушными и безответственными, у них очень часто проявляются признаки психологического стресса.

Не стоит расценивать определение «стиль воспитания» как некий термин, которого нужно неукоснительно соблюдать. Стили воспитания породили родители, а ученые только классифицировали подходы, практикующиеся в семьях, и дали им наименование. Каждый из выше перечисленных стилей описан на основании общих характеристик и в реальности в "чистом виде" наблюдается крайне редко.

Кроме того, каждый из перечисленных стилей воспитания описан только на основании самых общих характеристик. В действительности в «чистом виде» стили воспитания встречаются весьма редко. Чаще всего родители демонстрируют особенности, принадлежащие к двум и более стилям воспитания одновременно. Разбираем стили воспитания

Как выбрать свой стиль воспитания детей?

Прислушайтесь к своему сердцу, возьмите самое лучшее из разных стилей и внедрите в жизнь. Так или иначе, мы в ответе за наших детей, пока они еще не стали взрослыми. И от нас зависит, что мы в них заложим и какими они будут.

Контакты

г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 19/9,
Бизнес-Центр “Венец”, офис 201